орден Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Красного Знамени, орден Суворова

  • ГЛАВНАЯ
  • СТРУКТУРА АКАДЕМИИ
  • 9 ФАКУЛЬТЕТ авиационного оборудования

9 ФАКУЛЬТЕТ

  • 9 ФАКУЛЬТЕТ «АВИАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

    Сохранение традиций и преемственность поколений факультетов перебазированных училищ позволили создать современный факультет авиационного оборудования в ВУНЦ ВВА «ВВА», осуществляющий подготовку высококвалифицированных специалистов для Военно-воздушных сил России.





    Факультет авиационного оборудования – динамично развивающаяся структура Военно-воздушной академии, оснащённая современной учебно-материальной базой, обеспечивающей интеграцию научно-исследовательской, инженерной и учебной деятельности.

    На факультете авиационного оборудования ведется подготовка по специальности «Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов».

    Выпускники факультета широко востребованы в войсках для прохождения службы в подразделениях и частях ВВС в первичных офицерских должностях:

    • начальника группы;
    • инженера авиационно-технического отряда;
    • инженера (старшего инженера) отделения (лаборатории), младшего научного сотрудника (инженера-испытателя) научно-исследовательского (испытательного) учреждения (военно-учебного заведения);
    • инженера военного представительства;
    • старшего инженера (инженера) по специальности.

    В рамках обучения выпускники факультета АО также реализуют свои знания на летных должностях борттехник (инженер).
    Учеба и служба на факультете авиационного оборудования открывает широкие горизонты для развития курсанта в сферах профессионального становления, научной и изобретательской работы, спортивной и культурно-досуговой деятельности факультета и академии.

    НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 9 ФАКУЛЬТЕТА

    • определение облика перспективных информационных систем для проектирования, анализа и оценки работоспособности элементов электрооборудования воздушных судов;
    • оценка качества элементов электрооборудования воздушных судов;
    • теория управляемых инерциальных навигационных систем;
    • проблемы повышения защиты экипажа воздушного судна от неблагоприятных факторов полета;
    • автоматизация управления полетом воздушного судна;
    • имитационное моделирование физических процессов и технических систем;
    • алгоритмическое обеспечение автоматических процессов управления АО;
    • информационное и математическое обеспечение управления организационно техническими системами;
    • автоматизированные системы оценивания качества пилотирования летчиков;
    • спутниковая навигация;
    • информационное обеспечение учебного процесса;
    • оптико-электронные измерительные системы;
    • методы технической эксплуатации.

    В состав факультета входят: управление факультета, курсантские подразделения, кафедры электрооборудования (и оптико-электронных систем), автоматизация управления летательными аппаратами (и вычислительных систем), эксплуатации авиационного оборудования, учебно-тренировочный комплекс (УТК), включающий в себя тренажеры воздушных судов, находящихся на вооружении ВВС.

    Состав факультета

    Состав факультета

    Общее фото

    Командование и курсовое звено факультета

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

    История

    Здесь готовили специалистов эксплуатации авиационного оборудования
    для ВВС нашей Родины в военных училищах Советского Союзи и России

    В связи со стремительным развитием авиации в период 70-х годов прошлого века возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров по специальности авиационного оборудования для Военно-воздушных сил страны. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 641-203 в 1975 году принято решение о формировании факультетов авиационного оборудования на базе Даугавпилсского и Иркутского военных авиационных училищ.

    В ходе проведения реформы системы военного образования ВС РФ в январе-августе 2009 года Иркутское ВВАИУ и Ставропольское ВВАИУ имени маршала авиации Судца В.А., ставшее правопреемником Даугавпилсского училища, были перебазированы в город Воронеж в состав Военного авиационного инженерного университета, ныне – Военно-воздушная академия.

  • Демчук В.А.Начальник 9 факультета "Авиационного оборудования"
    Демчук Валерий Анатольевич,
    кандидат технических наук, доцент

    Родился в 1967 году. Окончил Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище противовоздушной обороны имени Яна Фабрициуса по специальности «Авиационное оборудование» в 1989 году. По окончании вуза был назначен на должность старшего техника технического расчета по восстановлению и войсковому ремонту 689 гвардейского истребительного авиационного полка, проходил службу на инженерно-технических и преподавательских должностях.

    С 2005 года исполнял обязанности заместителя начальника учебного отдела Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (Военного института) имени маршала авиации В.А. Судца (г. Ставрополь), с 2008 года – заместителя начальника факультета – начальника учебной части.

    С 2010 года и по настоящее время является начальником факультета «Авиационного оборудования» ВУНЦ ВВС ВВА.

    Имеет большой опыт работы как в строевых частях ВКС, так и в военном высшем учебном заведении, что позволяет ему умело руководить подчиненными в процессе обучения и воспитания курсантов. Грамотно организует учет и анализ успеваемости обучаемых, как следствие, на факультете неуклонно улучшаются показатели образовательного процесса. Воспитательную работу направляет на развитие у курсантов патриотизма, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства.

    Под его руководством восстановлена и постоянно совершенствуется учебно-материальная база, созданная в результате перебазирования Ставропольского и Иркутского ВВАИУ и присоединения ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. На кафедрах факультета созданы и регулярно обновляются рабочие места по изучению бортового, приборного и электрооборудования, средств объективного контроля и других систем авиационного оборудования летательных аппаратов, стоящих на вооружении в боевых полках. Кроме того, постоянно ведется работа по благоустройству жилищно-бытовых условий курсантов, в казармах и курсантских общежитий.

    Активно участвует в научной работе. Имеет более 50 научно-методических работ, из них 19 учебно-методических работ и 7 положительных решений на выдачу патента. В марте 2012 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по специальности: 20.01.09 – «Военные системы управления, связи и навигации» на специальную тему. В августе 2013 года присуждено ученое звание «доцент».

    Неоднократно поощрялся командованием академии, главным командованием ВКС, Министерством обороны Российской Федерации.

     
  • 91 кафедра
    Электрооборудования (и оптико-электронных систем)

    91 кафедра электрооборудования (и оптико-электронных систем) сформирована в 2009 году на базе факультета авиационного оборудования Воронежского ВАИУ в ходе проведения реформы военного образования и передачи в связи с этим подготовки специалистов инженерно-авиационной службы из Иркутского и Ставропольского ВАИУ. Кафедра готовит специалистов в области эксплуатации электрооборудования летательных аппаратов, фотографических и инфракрасных средств разведки и поиска.

    Для организации и проведения образовательного процесса и научных исследований с 2009 года на кафедре введено в строй 10 специализированных аудиторий, обеспечивающих проведение групповых, практических и лабораторных занятий по всем учебным дисциплинам кафедры. Аудитории оборудованы мультимедийными системами, имеют специализированное питание, оснащены автоматизированными рабочими местами, позволяющими изучать бортовые системы и КПА современных ВС, отрабатывать практические навыки их эксплуатации и проводить исследовательские работы. В составе УМБ кафедры – зал дипломного проектирования, оборудованный 25 компьютерами со специализированным программным обеспечением и экспериментальная научно-исследовательская лаборатория оптико-электронных систем.

    Всего на кафедре разработано более 40 автоматизированных рабочих мест, повышающих уровень практической направленности дисциплин.

    На кафедре разработаны электронные учебные пособия по всем преподаваемым дисциплинам, которые включают в себя не только теоретический материал, доступный в интерактивном виде, но и наглядные пособия, учебные ролики и фильмы, а также средства контроля усвоения учебного материала по темам дисциплины. Для отработки практических навыков разрабатываются и внедряются в учебный процесс электронные интерактивные тренажеры.

    Для понимания обучающимися физических процессов, протекающих в электронных системах авиационного оборудования, разработаны и внедрены в учебный процесс имитационные модели электронных устройств, выполненные с помощью современных прикладных инженерных пакетов Matlab, Multisim и С++Builder.

    В настоящее время преподавательский состав кафедры проводит занятия по следующим учебным дисциплинам:

    1. «Электрифицированное оборудование воздушных судов»

    2. «Системы электроснабжения воздушных судов»

    3. «Авиационные электрические машины»

    4. «Авиационные электротехнические материалы»

    5. «Фотографические и тепловые средства разведки и поиска авиационного оборудования»

    6. «Технические средства измерения параметров авиационного оборудования»

    7. «Системы автоматизированного проектирования базовых элементов авиационного оборудования»

    8. «Учебная практика»

    В рамках проведения обзорных курсов по авиационному оборудованию кафедра проводит занятия с курсантами 7 факультета летательных аппаратов, 8 факультета авиационного вооружения и 10 факультета авиационного радиоэлектронного оборудования:

    9. «Авиационное и радиоэлектронное оборудование

    10. «Бортовое оборудование летательных аппаратов»

    11. «Летательные аппараты, их вооружение и оборудование»

    В рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации начальников и инженеров групп автоматизированного контроля (групп эксплуатации, регламента и ремонта авиационных двигателей) по эксплуатации и применению информационно-диагностических средств контроля силовой установки занятия со слушателями курсов 13 факультета:

    12. «Пакеты прикладных программ для решения задач инженерно-технического сопровождения и проектирования авиационной техники»

    13. «Техническая эксплуатация информационно-диагностических средств»

    В рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов ВВС – начальников и инженеров групп эксплуатации, регламента и ремонта фотооборудования и тепловых средств разведки, и поиска:

    14. «Теоретические основы авиационных оптико-электронных систем воздушной разведки»

    15. «Особенности технической эксплуатации фотооборудования и тепловых средств воздушной разведки»

    Преподаватели кафедры активно занимаются научными исследованиями, результаты которых реализованы в 25 отчетах о НИР, по результатам научной работы получено 12 патентов РФ на изобретение и 1 патент на промышленный образец, более 10 свидетельств на государственную регистрацию программ для ЭВМ.

    Коллектив кафедры с 2009 по 2019 год за демонстрацию разработанных инновационных проектов получил медали и дипломы к ним на следующих международных выставках и форумах: международный форум по интеллектуальной собственности «EXPOPRIORITY-2012» – 1 медаль; международная выставка «Гарантия качества и безопасности» «Интерполитех-2015, 2016, 2017» – 4 медали; «Международной выставке изобретений и инноваций» «Архимед – 2015, 2017, 2018, 2019» – 5 медалей; кубок и диплом за лучший инновационный проект международной выставки «День инноваций МО РФ-2015»; кубок и диплом за лучший инновационный проект международного форума «Армия-2016».

  • Эмблема кафедры

    92 кафедра
    Автоматизации управления летательными аппаратами (и вычислительных систем)

    История создания, становления и развития кафедры берет свое начало с 2009 года, когда на воронежскую землю были перебазированы Иркутское ВВАИУ и Ставропольское ВВАИУ (ВИ) имени маршала авиации Судца В.А.

    Свое название кафедра унаследовала от названия кафедры автоматизации управления ЛА (и вычислительных систем) факультета авиационного оборудования Иркутского ВВАИУ. В 2011 году в связи с дальнейшим реформированием ВС РФ и перебазированием Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Москва) в город Воронеж, в коллектив 92 кафедры влились опытные специалисты, проходившие службу в Военно-Воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. Коллектив кафедры на базе опыта и знаний, накопленных в Иркутском ВВАИУ, Ставропольском ВВАИУ и ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, продолжил эстафету успешной подготовки авиационных инженеров для ВВС Министерства обороны и других силовых министерств и ведомств Российской Федерации, а также ряда государств ближнего и дальнего зарубежья.

    Официальная дата образования кафедры 92 «Автоматизации управления летательными аппаратами (и вычислительных систем)» в Военном авиационном инженерном университете (г. Воронеж) 31 марта 2009 года.

    После объединения авиационных вузов костяк педагогического коллектива составили преподаватели (Иркутского ВВАИУ, Ставропольское ВВАИУ, ВВИА им. Н.Е. Жуковского (г. Москва); ВАИУ (г. Воронеж)).

    Основные усилия профессорско-преподавательского состава кафедры в годы становления были направлены на качественную подготовку курсантов по программам среднего и высшего профессионального образования и на совершенствование учебно-лабораторной базы.

    Основной задачей перед кафедрой в период ее становления на воронежской земле являлось создание современной учебно-лабораторной базы с целью качественной подготовки специалистов в области авиационного оборудования. На данном этапе всему личному составу кафедры пришлось приложить максимум усилий для создания современной учебно-материальной базы, отвечающей требованиям руководящих документов, определяющих необходимый уровень базы для проведения образовательной деятельности в вузе. Для обеспечения практической направленности проведения групповых, практических и лабораторных занятий были созданы специализированные аудитории, оснащенные рабочими местами для изучения систем авиационного оборудования воздушных судов в рамках специализации кафедры. Все аудитории для занятий имели практическую направленность, были оснащены современными образцами вооружения и военной техники, обеспеченные специализированным питанием.

    В течение 2012-2013 годов профессорско-преподавательским и инженерно-техническим составом кафедры была проделана большая работа по подготовке и проведению самообследования, а также прохождению процедуры лицензирования и аккредитации. В короткие сроки были переработаны учебно-методические комплексы, разработаны тестирующие программы и оперативно проведено по ним самотестирования курсантов.

    В апреле 2013 года состоялась первая государственная аккредитация вуза и получена аттестация на ведение образовательной деятельности, что подтверждает высокий уровень профессионализма сотрудников кафедры.

    На кафедре с момента ее формирования не прекращалась работа по подготовке соискателей и адъюнктов для дальнейшего пополнения профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава кафедры и академии. На кафедре проводилась подготовка в адъюнктуре не только военнослужащих Российской армии, но и иностранных военнослужащих.

    Наряду с основными направлениями деятельности кафедры немаловажное место занимает методическая работа, которая ведется на кафедре опытными преподавателями и умелыми методистами.

    В настоящее время кафедра осуществляет подготовку офицеров для ВВС РФ и других стран по специ­альности 25.05.02 «Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов» по восьми базовым дисциплинам, среди которых: прикладная информатика, автоматика и управление, бортовые цифровые вычислительные устройства и машины, системы автоматического управления полетом, пилотажно-навигационные комплексы, авиационные тренажеры, авиационные приборы и информационно-измерительные системы, системы обеспечения жизнедеятельности экипажей.

    Планомерная и систематическая эффективная работа всего личного состава 92 кафедры по всем ее видам деятельности позволяет поддерживать качество ведения образовательного процесса на высоком уровне.

  • Эмблема кафедры

    93 кафедра
    Эксплуатации авиационного оборудования

    В результате реформирования системы военного образования в 2009 г. в состав Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) вошли перебазированные Иркутское ВВАИУ, Ставропольское ВВАИУ. Задача подготовки специалистов по эксплуатации авиационного оборудования, способных к освоению новейшей и перспективной авиационной техники, была возложена на кафедру «Эксплуатации авиационного оборудования», получившую в ВАИУ свое историческое продолжение.

    Историю кафедры эксплуатации можно разделить на следующие этапы: I этап: 2009-2010 гг. – этап формирования кафедры; II этап: 2010-2013 гг. – становление кафедры; III этап: 2013 г. – по наст. вр. – дальнейшее развитие кафедры.

    В кратчайшие сроки были подготовлены необходимые учебно-методические комплексы дисциплин и практик, аудитории наполнены необходимым дидактическим материалом и другими составляющими учебно-материальной базы. Были развернуты аудитории эксплуатации авиационного оборудования, систем объективного контроля и др. Внимание преподавательского состава кафедры с самого момента ее формирования постоянно было сосредоточено на вопросах организации условий, при которых обучение протекало бы наиболее успешно, а также формирования стойкой положительной мотивации обучающихся к обучению, создания условий для их личностного роста и развития познавательных интересов.

    Достижение прогресса в обучении тесно связано с правильным выбором методов обучения, в структуре которых всегда можно выделить объективную часть (постоянные, незыблемые положения, присутствующие в методе) и субъективную часть (обусловленную личностью педагога, конкретными условиями, контингентом обучающихся, связанную с педагогическим мастерством). С учетом пригодности для решения учебно-познавательных, формирующих и развивающих задач в качестве основных для дисциплин кафедры получили применение наглядные и практические методы, работа с мультимедиа, устный и письменный контроль.

    Все это время не останавливаясь продолжается становление кафедры: кафедра оснащается образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, оборудованные специализированными видами электропитания, на которых сразу же проводятся групповые и практические занятия, развертывается комплексное пневматическое сооружение.

    Силами сотрудников кафедры в здании был сделан ремонт, оборудованы аудитории для лекционных и практических занятий, развернуты компьютерные классы.

    Кроме учебных занятий ведется научная и научно-исследовательская работа. Работает секция военно-научной работы, с каждым полугодием в котором принимает участие все большее количество курсантов.

    В настоящее время на кафедре создана и функционирует единая система повышения педагогического мастерства преподавательского состава, которая начинается с организации и проведения на кафедре педагогической практики адъюнктов, закрепления за каждым начинающим преподавателем наставника, проведения пробного занятия. Дальнейшее совершенствование педагогического мастерства подразумевает действенный контроль качества проведения занятий, получение оценки от коллег после проведения открытых и показных занятий. Каждый преподаватель совершенствует в дальнейшем свое мастерство путем проведения научно-методических семинаров, методических совещаний, инструкторско-методических занятий, написания статей, докладов и научно-исследовательских работ по проблемам организации учебного процесса, обучения на курсах повышения квалификации, прохождения стажировок в частях и образовательных учреждениях.

    Создана и функционирует единая система методического обеспечения проведения учебных занятий. Основой такой системы является написание учебников, учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам.

    Как правило, по дисциплинам разрабатывается курс лекций, учебное пособие для проведения практи­ческих занятий, практик, войсковой стажировки, учебно-методическое пособие по выполнению курсового и дипломного проектирования.

    На базе кафедры эксплуатации авиационного оборудования проводятся научные исследования последующим направлениям:

    1. разработка методов и алгоритмов для высокоточных автономных источников навигационной информации и систем автоматизации полетом на различных этапах полета;
    2. разработка методов и алгоритмов обеспечения автоматического предупреждения и предотвращения возникновения теплового разгона бортовых аккумуляторных батарей;
    3. исследование путей совершенствования эксплуатационного контроля самолетов оперативно-тактической авиации;
    4. информационно-управляющие интеллектуальные системы.

    Кафедра осуществляет подготовку по специальности «Техническая эксплуатация и восстановление элек­тросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов» и курсах повышения квалификации по дисциплинам: статистические методы обработки результатов испытаний авиационного оборудования, моделирование систем и процессов, надежность и техническая диагностика, экология, введение в специальность, автоматизированные системы контроля, регистрации и обработки полетной информации, техническая эксплуатация авиационного оборудования, безопасность жизнедеятельности.

  • Эмблема УТК

    Учебно-тренировочный комплекс

    Учебно-тренировочный комплекс – самое молодое подразделение 9 факультета авиационного оборудования ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж).

    Учебно-тренировочный комплекс реализует образовательные программы высшего профессионального образования, программы тренажерной подготовки летного состава, специалистов группы руководства полетами, офицеров боевого управления, осуществляет проведение воспитательной, методической работы, а также мероприятия по совершенствованию учебно-материальной базы, обеспечивающей фундаментальные знания по эксплуатации авиационных тренажеров в соответствии с квалификационными требованиями.

    В учебно-тренировочном комплексе развернуты специализированные и комплексные тренажеры.

    Комплексный тренажер самолета КТС-21 (МиГ-29)

    Был перебазирован из г. Андриаполь Тверская область в 2010 году, в 2012 году был модернизирован.

    Комплексный тренажер самолета КТС-23 (Су-27)

    Был перебазирован из ВВА имени Ю.А. Гагарина в 2011 году. В ВУНЦ ВВС «ВВА» была проведена модернизация системы имитации визуальной обстановки до трехканальной. Сейчас на нем проводятся практические занятия по дисциплине «Авиационные тренажеры» с курсантами и занятия для поддержания летных навыков с слушателями командного факультета.

    Комплексный тренажер самолета КТС-15-1 (Ту-22М3)

    Был перебазирован из ВВА имени Ю.А. Гагарина в 2011 году в неработоспособном состоянии. В ВУНЦ ВВС «ВВА» была проведена модернизация и восстановлена работоспособность. В настоящее время данный тренажер обеспечивает поддержание летных навыков слушателей командного факультета.

    Комплексный тренажер самолета КТС-18 (Су-25)

    КТС-18 (Су-25)был перебазирован из ВВА имени Ю.А. Гагарина в 2011 году в неработоспособном состоянии. В ВУНЦ ВВС «ВВА» была проведена модернизация и восстановлена работоспособность.

    Комплексный тренажер самолета КТС-32 (Ил -76МД)

    Был перебазирован из ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского в 2011 году. В настоящее время данный тренажер обеспечивает поддержание летных навыков для слушателей командного факультета и изучение многих дисциплин инженерных специальностей.

    Комплексный тренажер вертолета КТВ-8МТВ5 (Ми-8 МТВ5) и тренажер вертолета СТВ-28 (Ми-28Н)

     

    В тренажере используется штатная кабина вертолета, оснащенная полным комплектом оборудования, включая имитаторы приборов, пульты, кресла, рычаги управления и т.д. Использована система компьютерного синтеза изображения внекабинной обстановки, которая отличается исключительно высокой степенью детализации подстилающей поверхности, возможностью воспроизведения изображения практически любых реальных объектов и специфических для визуализации авиационных тренажеров спецэффектов. Имеется рабочее место инструктора, которое обеспечивает возможность управления тренировкой экипажа, изменения условий полета, ввода и снятия отказов и неисправностей систем вертолета.

    Комплексный тренажер самолета КТС-9 (Су-24)

    В системе обучения используется для подготовки, переподготовки и повышения квалификации летного состава в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими действия государственной авиации. На тренажере КТС-9 возможна отра¬ботка всех режимов полета, включая аварийные и нештатные ситуации (посредством имитации отказов оборудования и систем, предусмотренных руководством по летной эксплуатации).

    С 2011 года гостями учебно-тренировочного комплекса в разное время были делегации иностранных государств Китая, Индии, Пакистана, Казахстана, Армении и др. В 2013 г. тренажерный комплекс принимал летчика-космонавта полковника Шкаплерова А.В., женщину летчика-испытателя Попович М.Л. Неоднократно комплекс посещали главнокомандующие ВКС РФ: в 2013 году генерал–полковник Бондарев В.Н., а в январе 2019 году генерал–полковник Суровикин С.В.

    В настоящее время Военный научно-учебный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) обладает уникальной тренажерной базой, позволяющей осуществлять подготовку авиационных специалистов.