орден Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Красного Знамени, орден Суворова

  • ГЛАВНАЯ
  • СТРУКТУРА АКАДЕМИИ
  • 7 ФАКУЛЬТЕТ летательных аппаратов

7 ФАКУЛЬТЕТ

  • Факультет летательных аппаратов в Военном учебном научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) был сформирован в январе 2009 года в ходе реформирования Вооруженных сил согласно постановлению Правительства Российской Федерации 2008 года №1951-р.

    Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище, 1974 г.

    Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище 1996 г.

    Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище 2000 г.

    Однако история факультета берет свое начало в двух прославленных авиационных военных училищах – Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище, Даугавпилсском высшем военном авиационном инженерном училище (затем Ставропольском ВАИУ), чьи преподаватели и курсанты были в кратчайшие сроки перебазированы в город воинской славы Воронеж, где в сжатое время была развернута учебно-материальная база факультета.

    Личный состав факультета менее чем за 2 недели самолетами военно-транспортной авиации был перебазирован в Воронеж. Уже 14 января 2009 года начались учебные занятия на новом месте. В июне 2009 года на воронежскую землю прибыли первые курсанты из Ставрополя, которые также активно включились в учебный процесс.

    20 июня 2009 года состоялся первый выпуск молодых офицеров-выпускников факультета Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж). Государственная аттестационная комиссия отметила высокий уровень теоретической подготовки выпускников, уверенные практические навыки работы на авиационной технике.

    Факультет летательных аппаратов - старейший факультет подготовки инженерно-технического состава.

    В настоящее время факультет летательных аппаратов по праву считается правопреемником Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и лучших ее традиций. Она была создана по инициативе профессора Жуковского в 1919 г. как Московский авиатехникум.

    Н.Е. Жуковский

    Профессор Н.Е. Жуковский по праву является настоящим творцом научной и практической авиации, "отцом русской авиации", создав школу русских, как теоретиков, так и практиков аэродинамики.

    Ю.А. Гагарин

    На этапе зарождения Военно-воздушной инженерной академии первыми преподавателями факультета были ученики Н.Е. Жуковского, впоследствии выдающиеся ученые и конструкторы: А.А. Архангельский, В.П. Ветчинкин, Н.И. Ворогушин, Б.М. Земский, А.И. Туполев, Б.С. Стечкин, Б.И. Юрьев.

    Среди выпускников факультета летательных аппаратов - первый космонавт Ю.А. Гагарин, первая женщина-космонавт В.В. Терешкова, космонавты В.Ф. Быковский, В.В. Горбатко, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, Г.С. Титов, Е.В. Хрунов, Г.С. Шонин, знаменитые конструкторы летательных аппаратов С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, А.С. Яковлев, В.Ф. Болховитинов, А.Н. Рафаэлянц, В.А. Чижевский, конструкторы авиационных двигателей: Н.Д. Кузнецов, С.К. Туманский, А.Д. Чаромский, олимпийский чемпион по тяжёлой атлетике Юрий Власов. Из тех, кто в разные годы учился и работал в академии, двести человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, более ста были удостоены высоких званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.

    В настоящее время среди выпускников факультета главный инженер Военно-воздушных сил Вооруженных Сил РФ, 3 главных инженера авиационных командований, главные инженеры Военно-транспортной авиации и Дальней авиации, главные инженеры ВВС стран СНГ.

    Приказом Минобороны РФ от 12 июля 2011 г. №1136 подготовка обучающихся из Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Москва, пос. Монино, Щелковский район Московской области) была передана в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)».

    Усилиями сотрудников факультета, при поддержке командования академии, создана уникальная учебно-лабораторная база, обеспечивающая учебный процесс и проведение научных исследований. В учебном процессе задействованы все типы боевых самолетов, стоящих на вооружении ВВС.

    Факультет летательных аппаратов готовит инженеров по специальности “Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей”. Квалификация – специалист. Срок подготовки – 5 лет.

    Также на факультете реализуются программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по соответствующим направлениям. Обучаются как российские военнослужащие, так и представители Вооруженных Сил ближнего и дальнего зарубежья.

    Сферой деятельности инженера по специальности “Техническая эксплуатация и восстановление боевых ЛА и двигателей” является эксплуатация самолётов, вертолётов, беспилотных ЛА, авиационных двигателей; техническое обслуживание и ремонт летательных аппаратов военного назначения.

    Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

    • планер летательного аппарата;
    • авиационная силовая установка;
    • взлётно-посадочные устройства;
    • функциональные системы ЛА (топливная, гидравлическая, кондиционирования и др.);
    • средства технического обслуживания ЛА;
    • съёмное оборудование ЛА;
    • здания, сооружения и другие объекты инженерно-авиационной службы;
    • учебно-тренировочная база по изучению вопросов организации эксплуатации и оценки технического состояния ЛА;
    • вычислительные программы и алгоритмы по выполнению инженерных расчётов.

    Инженеры по специальности “Техническая эксплуатация и восстановление боевых ЛА и двигателей” подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

    • эксплуатационно-техническая;
    • научно-исследовательская;
    • организационно-управленческая (производственно-технологическая);
    • военно-педагогическая.

    Кроме того, они могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

    Выпускники проходят службу в следующих первичных должностях:

    • начальник инженерно-авиационного комплекса;
    • начальник ТЭЧ отряда;
    • начальник группы регламента и ремонта;
    • инженер учебной или научно исследовательской лаборатории;
    • инженер испытатель;
    • младший научный сотрудник;
    • инженер военного представительства;
    • адъюнкт высшего учебного заведения.

    Выпускники, имеющие опыт работы на первичных должностях, в последующем могут использоваться без дополнительной подготовки в вузе в должностях:

    • заместитель командира авиационной эскадрильи по инженерно-авиационной службе;
    • командир авиационно-технического отряда;
    • начальник ТЭЧ авиационной части;
    • инженер (старший инженер) по самолёту (вертолёту) и двигателю авиационного полка.

    В чем особенность обучения курсантов по специальности? На младших курсах придется и с чертежами засыпать в обнимку, и планировать свадьбу после сдачи сопромата с энной попытки. Но младшие курсы - всё-таки колыбель романтиков авиации. С одной стороны, здесь полно общих и теоретических предметов, с другой - мечты и «души прекрасные порывы» еще не разбиты об острые углы специальных предметов. Как правило, уклон в авиацию минимален, он находит отражение лишь в условиях задач для курсантов, и то не всегда. Зачем это надо – этим реализуются требования, предъявляемые Федеральными государственными образовательными стандартами в общеинженерной подготовке.

    Зато с 3-го (а то и 2-го курса) начинается авиационное образование в полном смысле этого слова - аэродинамика, динамика полета летательных аппаратов, проектирование и расчет авиационных комплексов, конструирование самолета, вертолета, авиационных двигателей, расчеты на прочность, оснащение, системы оборудования летательных аппаратов. И звучит заумно, и по сути своей далеко от романтики покорения неба. Однако в это же время становятся известны ответы на каверзные специфические вопросы. Например, почему у дозвуковых самолетов нос тупой и округлый, а у сверхзвуковых - заостренный? Для ответа достаточно в общих чертах знать основы аэродинамики. Если самолет летит на дозвуковой скорости, то набегающий поток воздуха должен плавно обтекать профиль, чтобы не было областей возмущения, где воздушные вихри будут только мешать полету. На сверхзвуковой же скорости газ (то есть воздух) ведет себя иначе: из-за больших скоростей полета воздушный поток при срыве с профиля создает дополнительное разряжение, что только упрощает движение самолета.

    А кстати, почему самолеты летают? Потому что благодаря конструкции крыла при движении самолета сверху профиля крыла создается разряжение (область с меньшим давлением), снизу же профиля, наоборот, давление выше. Следовательно - из-за разницы давления относительно профиля крыла воздух «подталкивает» крыло вверх.

    Все это, и несомненно, еще больше узнаете именно на факультете летательных аппаратов.

    Еще одним неоспоримым преимуществом, но с другой стороны и высокой ответственностью является то, что выпускники факультета впоследствии занимают руководящие инженерные должности. И самое главное – «хозяином» воздушного судна является именно специалист нашего факультета, без его разрешения даже летчик не имеет право разместиться в самолете, что накладывает высокую ответственность за получаемые знания, умения и навыки курсантов в процессе обучения. Ну а кто все-таки «бредит небом», реализация этой мечты также возможна в рамках факультета – военно-транспортные самолеты, воздушные суда дальней авиации и отдельные типы вертолетов не обходятся без наших специалистов – бортовых инженеров авиационных комплексов.

    Востребованность специалистов по направлению подготовки достаточно высока, об этом можно судить хотя бы по тому, что распределение выпускников проходит не только в подразделения Военно-воздушных сил, но и в распоряжение специальных видов авиации: МВД, МЧС и т.д.

    Перспективой развития военной авиации является широкое применение беспилотной авиации. На факультете летательных аппаратов предусмотрена подготовка специалистов по данному направлению.

    Коллектив факультета - единая, сплоченная команда. Много традиций, оберегаемых и бережно передаваемых из поколения в поколение, и славных дел на счету всего личного состава факультета, одна из таких традиций - бороться за честь факультета, подразделения, добиваться успехов в учебе, спорте, художественной самодеятельности.

    В академии и на факультете проводятся соревнования по таким видам спорта, как лёгкая атлетика, гиревой спорт, лыжные гонки, волейбол, армейский рукопашный бой, стрельба из штатного оружия, плавание, офицерское троеборье, футбол, как среди постоянного, так и среди переменного состава. Наш факультет занимает лидирующие позиции в академии. На факультете также проводятся соревнования по вышеперечисленным дисциплинам среди переменного состава. Немаловажную роль отводят и культурно-досуговым мероприятиям на факультете. Это участие вхудожественной самодеятельности курсантов, которая включает в себя пение, танцы, хор, вокально-инструментальную группу, сценические навыки, КВН, посещение музеев, храмов, кинотеатров. В каждом подразделении есть подшефная школа, где курсанты общаются со школьниками, рассказывают о жизни и быте военнослужащих, а также участвуют в мероприятиях патриотической направленности.

  • Полковник Маяцкий Сергей Александрович, родился 08 апреля 1975 года в городе Черкесск, Карачаево – Черкесской республики, Ставропольского края.

    Русский.

    Женат, воспитывает двоих детей – дочки Елизавета (14.06.1996 г.р.) и Анастасия (03.10.2007 г.р.)

    В августе 1993 года поступил в Ставропольское высшее авиационное инженерное училище ПВО им. маршала авиации Судца В.А., которое окончил в июне 1998 года с отличием.

    С августа 1998 года по декабрь 1999 проходил службу в в/ч 28025 город Астрахань на должностях инженерно-технического состава. В декабре 1999 года поступил в очную адъюнктуру Военного авиационного технического университета (филиал, г. Ставрополь), которую успешно окончил в 2002 году. После окончания адъюнктуры, до февраля 2004 года проходил службу научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории ВВИА (филиал, г. Ставрополь). С 2004 по сентябрь 2007 года находился на преподавательских должностях: старшего преподавателя, затем доцента кафедры «Конструкции летательных аппаратов и авиационных двигателей». С сентября 2007 года по октябрь 2009 года проходил службу в должности начальника Научно-исследовательского отдела Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) имени маршала авиации В.А. Судца. При реорганизации системы военного образования в октябре 2009 года был переведен в Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) и назначен на должность заместителя начальника факультета летательных аппаратов – начальника учебной части, исполнял обязанности по этой должности до июня 2012 года. С июня 2012 года по настоящее время является начальником факультета летательных аппаратов Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

    Кандидат технических наук по специальности 20.02.14, присуждено 28.03.2003 года диссертационным советом при Военном авиационном техническом университете.

    Доцент по кафедре «Конструкции летательных аппаратов и авиационных двигателей», присвоено приказом Рособрнадзора 18.04.2007 года №1022.